Разработано Арт студии «Домовой»

Проект Арт студии «Домовой»

 


Контактный телефон модератора проекта: +7 (727) 294 33 22 www.vitragedomovoy.kz

Главная Концепция

 

3
Петроглифы. Урочище Тамгалы

Культура любого народа «встроена» в общемировой процесс развития культуры всего человечества. Циклически сменяющиеся этапы культурных направлений и предпочтений, потрясающие мир научные открытия, смена модных тенденций в индустрии высокой моды, широчайший рынок печатной и электронной продукции, телешоу и музыкальные клипы, помноженные на новейшие технологии спутникового телевидения и интернета - все это вместе составляет процесс духовного роста человечества, напрямую завязанный с ростом его материальной культуры. Говорить о вовлеченности культуры отдельного народа в потоки мирового развития позволяет неоспоримый факт процесса глобализации. Можно спорить о степени вовлеченности разных культур в общий процесс, степень общности научно-технической информации и промышленных производств, уровня охвата территории страны спутниковыми трансляторами и распространения интернет сети, но факт самого спора подтверждает существования феномена.

Применение понятия «модерн» (Modern (англ.) «новый») к художественным произведениям, отвечающим определенным законам стиля, утвердило себя в конце 19.в в европейском искусстве. В Европе это художественное движение оформилось и утвердило себя благодаря не только самим художественным произведениям, но и благодаря искусствоведческим статьям, в которых духовные эманации художников получили концептуальную базу. Можно сказать, что культурная революция «нового» искусства сделала огромный рывок, четко осознавая и теоретически формулируя свои собственные принципы и концептуальные отличия от «старого» искусства. Модерн конца 19 в –нач. 20 века уверенно двигался вперед на рельсах промышленного развития, используя достижения науки и техники, используя их темы, как художественные образы.

koncept1
Интерьер бутика в казахском стиле.

Исторически и ландшафтно Казахстан остался «в стороне» от европейского движения «модерн» конца 19 века. Утверждение новых законов композиций и увлеченность новизной форм в европейском искусстве и обществе были не созвучны экономической и политической ситуации Казахстана конца 19 в и всего 20 в. В результате социалистической революции 1917 г. Казахстан перескочил от эпохи феодализма прямо в эпоху советского социализма. Революционные катаклизмы разрушили традиционный уклад жизни кочевого народа. Ментальность народа была принудительно смещена с орнаментально-прикладного народного творчества на эстетическую почву социалистической идеологии. Безусловно, исторические события дали мощный толчок к развитию казахской культуры в целом. В 30-90-е гг. 20 в. Казахстан бурно осваивал мировую культуру под прессингом коммунистических идеалов. Советская цензура оценивала деятельность художников по четким идеологическим и эстетическим критериям. Доминировали шаблоны и тематики социалистического реализма.  После падения советской идеологии остался вакуум беспринципности и non- концептуальности.

koncept

Политическая и культурная стагнация была преодалена лишь в конце 20 в. с обретением Казахстаном независимости. Политическая независимость, стабильность, научно-техническое и промышленное развитие Республики определили необходимость духовного самоопределения. Общепризнан факт, что работы художников Казахстана вызывают искренний интерес у зарубежных гостей эмоциональностью, яркостью красок, южным колоритом. Самобытная казахская культура в ее исконных исторических проявлениях интересна для зрителя издалека экзотичностью, своеобразием эстетики, символикой тантрических верований.

Орнаменты кочевых этносов, воплощали в себе все пространственно – временные характеристики существования этногруппы. Бесписьменная культура заставляла искать альтернативные информативные источники, и здесь важнейшую роль играло прикладное творчество, где первоначальная информация – прежде всего этноидентификационная, со временем ритуализировалась предавая творческую самобытность этногруппе, эволюционизируясь в историческом пространстве. Некоторые ритуальные элементы преобразуются в декоративный концепт.

Трудности межсезонных передвижений заставляли кочевников минимизировать количество вещей, берущихся с собою в путь. Оставлялось только самое необходимое. Орнаментальные изображения наносились на предметы быта, одежды, элементы убранства жилища – юрты, конское снаряжение и несли в себе космогонические, социальные и иерархические знаки и были глубоко интегрированы в повседневную жизнь кочевников. Бытовое окружение с нанесенной орнаментальной символикой и семантическими знаками постоянно подпитывало самосознание номада.

Орнамент соразмерен самой вещи, ее форме. В нем сохраняется равенство площадей фона и узора. Данный прием народного творчества выступает как особенность казахского орнамента: «негативно-позитивное» соотношение элемента и фона, при котором, по мере продолжительности и смены точек восприятия, происходит и смена их значений, т.е фон постепенно, словно проявляясь, все более явственно начинает играть роль доминанты, а элемент, соответственно, уступая ему в этом, обретает свойства фонового звучания. Это протекает как активный процесс, тесно связанный с бытовым укладом кочевником – динамикой постоянного движения.  Кочевники окружали себя значимыми-знаковыми предметами. Выстраивался баланс ментального и бытового, как основополагающий конструктив номадической культуры.

163
"Жеруйык". Частный интерьер.

В рамках данного проекта творческая группа в течении последних 5 лет собирала материал по современной стилистике казахского дизайна, разрабатывала концепцию современного национального декорирования интерьера. Художественные работы проекта НМ, выполненные в современных стилях, сохраняют изобразительные принципы казахской культуры, используют как содержательные акценты  элементы казахского традиционного орнамента, предметы быта, фигуры животных и растительные формы степей и предгорий. На данный момент мы можем предложить Вам уникальные авторские работы в разделе «КОЛЛЕКЦИИ» в  следующих направлениях: витражи и декоративное оформление зеркал в современном национальном стиле, сувенирная продукция и посуда, арт объекты, интерьер.

На данном сайте мы разместили для Вас уникальную подборку материала, тематически связанного с понятием национального казахстанского дизайна. В разделе «СУНДУЧОК- ИНТЕРЕСНОЕ» представлены оригинальные работы казахстанских художников, исследовательские статьи по истокам изобразительной образности и концептуальные статьи по современному искусству Казахстана, авторов, которых волнуют оригинальная образная выразительность национального искусства.