Разработано Арт студии «Домовой»

Проект Арт студии «Домовой»

 


Контактный телефон модератора проекта: +7 (727) 294 33 22 www.vitragedomovoy.kz

Главная Интересное Европейские традиции родом из ... юрты

Европейские традиции родом из ... юрты

Символика колеса исторически восходит к жилищу кочевых народов Великой Степи – юрте, а конкретно к такому ее элементу как купольное колесо. В монгольской традиции этот элемент юрты называется тооно и представляет собой восьмилучевое деревянное колесо, которое является одновременно окном, дымоходом и центральным конструкционным элементом. Иначе это колесо называется хараач, а у народов Средней Азии – шанырак. Отличие шанырака от тооно в том, что у колеса-шанырака внутренние жерди соединяются крестообразно.

И вот именно это колесо купола юрты стало для кочевых народов сакральным объектом, передаваемым от отца к сыну как священная реликвия. Например, у казахов и киргизов вплоть до настоящего времени колесо-шанырак – это семейная ценность, признак продолжения рода, символ родины и очага.

Колесо-шанырак – это окно кочевника в звездное небо, – и это объясняет, как оно стало символом мироздания, круговорота времени, связи земного и космического, культа солнца и неба, а также воплотило в себе практические функции универсального календаря.

Вместе с купольным колесом предметом культа у кочевников также выступает шест-бакан (длиною 2,5 – 3 м) с короткой развилкой на вершине, с помощью которого устанавливается это колесо. Помимо установки колеса, этот шест используется при установке различных деталей верха юрты: им поднимают верхний круг юрты, используют ежедневно при открытии тундика (кошма, закрывающая шанырак). Он также является и опорным столбом, упирающимся нижним концом в пол юрты, а верхним, имеющим развилку, в обод купольного отверстия. Но это не просто опорный шест, это еще и символ магической связи поколений и времен. Когда в семье рождается ребенок, на развилке шеста делается маленький надрез, и во время родов женщина иногда держится обеими руками за этот шест. До сих пор сохранились обряды и верования, связанные с баканом, который почитается как священный предмет.

Таким образом, вполне понятно как пара насущных в быту кочевников взаимосвязанных предметов – колесо-шанырак и шест-бакан стали олицетворением кочевой жизни и приобрели статус священных предметов. Теперь, держа в воображении эту картинку – шест с развилкой на конце, а над ним спицевое колесо (многолучевое тооно или крестообразный шанырак), обратимся к известным культовым обрядам и символам разных народов, где со всей очевидностью проявляется именна эта символика колеса на шесте.

Самое древнее упоминание встречается еще у Геродота в его рассказе о скифском жертвоприношении, где к жертвенному столбу, увенчанному колесом, привязывали коней.

В Европе символика колеса на шесте встречается уже на древних памятниках , относящихся еще к римской эпохе.

В дольмене на территории Адыгеи археологами обнаружено бронзовое колесо с четырьмя спицами и втулкой в центре. Считают, что оно насаживалось на шест и использовалось как символический штандарт. Подобный рисунок присутствует и на портале другого кавказского дольмена (пос. Лазаревский) более поздней дольменной культуры.

В Швабии (историческая область в Германии) небесный огонь получали, поджигая колесо повозки, завернутое в солому и закрепленное на вершине шеста с двенадцатью перекладинами.

У славян на масленицу, на Ивана Купалу, в Петров день и другие праздники кое-где было принято устанавливать посреди села колесо на высоком шесте; это сооружение обозначало ритуальный центр празднества и соотносилось с образом мирового дерева. На Украине и в Белоруссии вокруг такого шеста с надетым на него колесом устраивали купальские гулянья, игры и хороводы. В русских масленичных обрядах сверху на колесо сажали ряженых «мужика» или «бабу с прялкой»; прикрепляли к колесу знамя и в таком виде возили повозку по селу. Сохранились описания праздника Ивана Купала, когда на высоком пригорке разводили костер, втыкая на возвышенное место шест с колесом. В частности, такой знак над колодцем описывал Гоголь.

В раннем христианстве известен пришедший с Востока символ в виде шеста с круглым диском на конце, который держат два ангела. Этот символ называется flabellum (знамя); кельты-христиане считали, что его изображение защищает от нечистой силы.

Изображение колеса как круга, разделенного на секторы лучами, иногда встречается на водяных знаках времен Средневековья, где он помещается над стеблем растения, расположенным между рогами быка (стебель и рога, возможно, и олицетворяют рогатый шест-бакан).

И вплоть до наших дней сохранилась эта символика, как, например, в Австрии, где очень часто перед церквями можно видеть высокий шест с колесом телеги наверху, украшенным лентами.

Одной из отличительных черт символики колеса на шесте являются украшающие его обод ленты. Например, на византийском лабаруме (также как и на лабаруме Ярослава Мудрого) в обод колеса вплетена лента, украшенная на концах кистями. И эта деталь имеет четкий прототип у колеса «шанырака»:
«С ободов внутрь юрты спускались тканые или плетеные узкие ленты, а в случае сильного ветра их привязывали к колу, вбитому в середине юрты. С купола свисали ленты для перевязывания жердей во время перевозок юрты. Эти ленты нередко заканчивались разноцветными кистями».

Подобную символику колеса с лентами мы видим, кстати, и на монгольском гербе, где очевидно изображено монгольское купольное колесо – тооно (это подчеркивают «штурвальные» выступы на колесе, характерные для колеса у которого жерди во время перевозки не вынимаются, а складываются). Как отмечалось выше, до сих пор колеса на шестах в Европе украшаются лентами, хотя первоначальный смысл этого элемента декора уже выветрился.

География купольного колеса распространилась и на Америку. Так, на изображении мексиканского бога Кецалькоатля, в его руке мы видим колесо–шанырак, обод которого украшен ленточками. При этом, даже лучи креста расширяются к ободу, так же как на Берлинской «квадриге» или коптском кресте.

Уже на древних изображениях отчетливо просматривается, что на повозках везут дополнительное колесо (см. рисунок ниже). Считается, что это солнечные колесницы, везущие диск солнца. Но, на мой взгляд, колесницы на древних изображениях транспортируют купольное колесо, – это ближе к историческим реалиям, чем странное солнце в виде креста. В частности, на изображении колесницы (а) видно, что это колесо купольное, поскольку от него отходят крепежные жерди (их часто так и перемещают, не вынимая из обода купольного колеса).

Таким образом, по многим параметрам символика колеса с шестом приводит к мысли, что прототипом этой символики явились такие атрибуты кочевого уклада жизни, как купольное колесо юрты и шест для его установки.

ОБРЯДЫ.

Шанырак котеру" ( шанырак - купол юрты, котеру - поднять). "Шанырак" является семейной реликвией - хранителем очага, символом продолжения рода. Поднятие шанырака молодой семьи при отделении от отцовского очага - еще один красивый обряд. Писатель-этнограф Ахмет Жунусов писал об этой традиции:"... у казахов "шанырак" молодой семьи поднимает только старый, многодетный зять". Для выполнения этого важного обряда за зятем едут специально. Для большой юрты (отау) "шанырак" поднимается на шесте сидящего на лошади зятя. За поднятие шанырака зять получает лошадь или верблюда. Презент дает сторона, поднимающая отау.

32326
 

Обычно купол юрты поднимают мужчины. Лежит глубокий смысл в том, что именно старый зять поднимает "шанырак" молодой отау. Потому что зять уважаемый человек и чем старше возрастом, тем дороже родственникам жены и авторитетней. Приезд старого зятя радует всех аулчан, с ним могут шутить взрослые и дети, мужчины и женщины. В обряде видны смысл уважения родственных чувств к старому зятю.

Другие статьи и материалы по теме "Казахская юрта":

1. Казахская юрта. Декорирование юрты.

2. Орнамент в интерьере юрты.

3. Современная юрта.

4. Казахская юрта.