Разработано Арт студии «Домовой»

Проект Арт студии «Домовой»

 


Контактный телефон модератора проекта: +7 (727) 294 33 22 www.vitragedomovoy.kz

Главная Интересное Орнамент в интерьере юрты

Цикл 2.2 Казахская юрта. Орнамент в интерьере  юрты

Кроме орнаментированных кошем, широко бытовали и изготовлялись во множестве прочие войлочные предметы быта и интерьера; подвесные сумки для хранения деревянной посуды и другой утвари (кап), войлочные чемоданы (шабадан), тюки (тен), служившие хранилищем для разнообразных бытовых предметов и совершенно незаменимы при перекочевках (Табл. 1-10), парадные попоны для лошадей и верблюдов. Красочно орнаментированные по лицевой стороне, они являлись замечательным декоративным дополнением к прочему убранству юрты.

180405

Аяк кап (сумка для посуды) (Табл. 1-10 А, В-Е) представляла собой вместительный войлочный конверт с клапаном и обычно закругленным низом. Подобное изделие подвешивалось за специальные петельки-ушки к кереге в правой, хозяйственной части юрты. Такие сумки орнаментировались различными способами: аппликацией сукном или другой яркой тканью, вышивкой (причем в данном случае преобладали растительные мотивы и космогонические сюжеты), могли составляться из разноцветных кусочков войлока или расшиваться плетеными шнурами жиек, как традиционные сырмаки. Обычно орнамент клапана и основного кармана сумки составляют единое композиционное целое.

 

1804201406

Мастерицы старались украсить такие сумки бахромой или шерстяными кистями, мехом. Тус дорба, подвесную войлочную сумку большего размера могли украшать мандалообразные концентрические круги и квадраты. Для парадных сумок старались использовать белый войлок. Характерный орнамент кесе кап (сумки для больших пиал) - вертикальные S-образные завитки, кайма из кошкар мюйиз или бiтпес. Тосек кап (квадратный конверт для постельных принадлежностей) украшали традиционные крестовины кос мюйиз и много витковые спирали, оформление клапана и бахрома аналогичны аяк кап. Особые войлочные подушки жержастык орнаментировались обычно шнуровой вязью по войлоку (уголки, спирали, кос мюйиз, бiтпес)В настоящее время подобные предметы практически вышли из употребления. Войлочные потники (токым) изготовлялись преимущественно в технике, аналогичной первому приему изготовления текеметов - причем, вероятно, решающее значение имела функциональность вещи: потник не должен натирать и раздражать бока лошади, соответственно орнамент не должен быть рельефным.  тканые предметы и их орнамент.

 

1804201405

Бау и баскуры (Табл. II-1, II-3J. Каждый элемент войлочного покрытия юрты имел особые тканые ленты (бау) (Табл. II-1) , которыми покрытие крепилось к кереге, тем самым придавая прочность всей конструкции. Покрытие купола юрты имело по три узорные ленты: бас бау (на верхнем конце), орта бау (посередине), аяк бау (на нижнем конце). В ветреную погоду для дополнительной прочности и устойчивости юрты служила узорная лента жел бау (Табл. II-1 Г, Е, 3), один конец которой привязывался к шаныраку, а другой - к железному колу, вбитому возле очага. На купольных жердях изнутри иногда закрепляли недлинные узорные ленты с длинными кисточками на концах (шашак бау), выполнявшие чисто декоративную функцию. Бытовали также внутренние узорные ленты узта и туырлыка. В зажиточных хозяйствах поверх веревки белдеу, стягивающей основание юрты с внешней стороны, накладывалась узорная лента белдеу бау с кисточками и бахромой по нижнему краю"(Табл. II-4 П). Ленты и тесьму умели ткать все женщины из-за их необходимости в домашнем хозяйстве. Все бау имели ширину 10-16 см, длину до 4 м и выполнялись без ворса на узконавойном горизонтальном станке ормек. Излюбленное завершение бау -длинные кисти, самый распространенный фон - красный. Ленты для крепления юрты бау, особенно в Северном Казахстане, могли быть украшены не только тканым орнаментом, но и аппликацией (Табл. II-1 И), например из черного бархата и красной фланели по хлопчатобумажной материи домашнего производства, сотканной на ормеке. Распространенными являлись и более узкие ленты (тесьма тацгыш), используемые для самых разных нужд. Узкую тесьму казахи ткали при помощи квадратных дощечек. Тканье на дощечках - своеобразный и древний способ изготовления тканей, имевший широкое распространение в Европе и Азии. Угловатые (ромбовидные) спирали, которыми часто украшались подобные изделия, встречены еще на аналогичных изделиях, найденных в знаменитом могильнике Зангулук (к. II - н. I т. до н.э.), Синьцзян.

Баскур - гораздо более широкая и длинная узорная полоса (ширина 30-50 см, длина зависела от обхема юрты, в среднем  - 7- 9 м). Баскур имелся в каждой юрте и стягивал изнутри основания купольных жердей. Он отличался от бау не только своими размерами и функциональной ролью, но и большей яркостью и изощренностью узора. Наибольшее распространение имели безворсовые баскуры ызыл баскур, дословно - красный баскур) (Табл. П-З А, Б). Кызыл баскур узнаваем сразу и по преобладающему в его оформлении красному цвету, и по традиционной орнаментации в виде "роговых узоров" (кошкар мюийиз, сынар мюийиз) по сторонам ромбов. Орнамент кызыл баскур близок бау, но "растянут" в ширину. Ала баскур (пестрый баскур), также безворсовый, отличался от предыдущего вида изделий большей пестротой, красочностью, разноцветными узорами, заимствованными из коврового орнамента (Табл. П-З В-Е).

1804201404

Подобные баскуры делились по длине на примерно равные небольшие прямоугольники или ромбы, которые заполнялись самыми разными орнаментами. Создается впечатление, что мастерицы специально создавали подобные "альбомы узоров", заполняя его могущими пригодиться впоследствии образцами. Следует отметить и показавшуюся важной при анализе иллюстративных источников особенность - в Западном и Южном Казахстане в орнаменте баскуров часты реалистичные изображения цветов, иногда даже животных (Табл. П-З Д), в отличие от Севера, Центра и Востока, где орнамент баскуров более геометризирован и стилизован кроме того, на Западе Казахстана (адай. Младший Жуз) отмечены характерные черно-желтые безворсовые бау и баскуры с красными цветами и звездами не встречающиеся в других регионах. Здесь же отмечен очень интересный орнамент на белдеу бау гостевой юрты, не встреченный автором данной работы более нигде: расходящиеся в разные стороны наклонные S- образные линии, составленные "спинками", обрамленные полу дугами и треугольниками. В этой связи достаточно важно рассмотреть вопрос, насколько существенными были различия орнаментальных мотивов тканых изделий различных племенных групп. Автору этой работы более существенными представляются локальные отличия, чем этнические. По крайней мере, они более "уловимы" при анализе иллюстративных источников. Еще более интересен ак бакскур (белый баскур), выполнявшийся в смешанной "полуворсовой" технике орама терме (Табл. II-4).

 

1804201403

"Основа его ткалась в виде гладкого белого полотна, а узоры - приемом ворсового ткачества, т.е. завязкой ворсовых узлов на гладкой основе", Ак баскур отличался многоцветием и многообразием применяемых в нем узоров: здесь и традиционные кос мюйиз, сынар мюйиз, когикар мюйиз (вариации "рогового узора"), и карга туяк (воронья лапа), и простые геометрические мотивы - шаршы (ромбы), тумарша (треугольники), балдак (Т-образные фигуры), тарак (зигзаги). Конечно же, все вышеперечисленные орнаменты отличаются большей угловатостью от своих вариаций в войлоке. Это легко объясняется техникой исполнения - сложностью передачи в тканом изделии плавных дугообразных линий. В технике обмотки иногда выполнялись и различные бау (Табл. II-4 О, П). Также очень часто можно встретить мотив кус тумсык (дословно — птичий клюв), который скорее является стилизованным изображением дерева с ветвями и ромбовидными листьями. Мотив дерева, каково бы ни было приводимое в литературе название (более "растительные" варианты - шоп гуль, курай гуль, пахта гулъ), чрезвычайно распространен в орнаменте тканых изделий. Техникой орама терме в совершенстве владели мастерицы Кзыл-Ординской, Актюбинской, Гурьевской и Уральской (Западно-Казахстанской) областей (Табл. П-Ю). Бытовали также, но реже, и чисто ворсовые баскуры, которые также отличались многообразием орнаментального убранства и нарядной полихромностью (Табл. III-1 А). И бау, и безворсовые баскуры ткали на всей территории Казахстана. Из относительно нешироких безворсовых полос сшивались также разнообразные сумки для посуды (аяк кап), вытянутые подвесные сумки (корме) , чехлы для сундуков (абдре кап) и переметные сумы (каршын), тюки (тен), попоны для лошадей (am жабу) и верблюдов ("прожорливый верблюд и свою попону готов съесть"). Как правило, в сумках и чехлах орнаментировалась только лицевая сторона, впрочем, в регионах, где знали ворсовое ковроткачество, эта самая лицевая сторона могла ткаться с ворсом. 

 

1804201402

Рассмотрим изготовлявшиеся ворсовым способом отдельные бытовыет предметы:

сумки различного назначения: дорба (ср. русское "торба") и керме - для хранения одежды (Табл. Ш-1 Б), иррмсын - переметная сума с двумя отделениями-карманами для перевозки вещей и продуктов^ (Табл. III-1 Г, 3);

каршын (эбдире жапкыш/ - чехлы на деревянные сундуки (в интерьере юрты зачехленные сундуки и тюки, сложенные аккуратной стопкой ковры и одеяла хранились у почетного места тор) (Табл. III-1 Ж);

шабадан - своего рода матерчатый сундук-укладка (конструируется из шести тканых деталей: узорного фаса, узорных боковин, безузорных полотен основания или дна, спинки и покрышки) (Табл. III-1 В);

тец - длинный (до 2,5 м) тюк для перевозки вещей при перекочевках, в отличие от шабадана не имеет крышки^ (Табл. III-1 Е)

тосек кап - чехол для хранения постельных принадлежностей^ (Ш-1Д).

Иногда ворсовым способом ткали ленты для крепления и декорирования юрты (обычно безворсовые) (Табл. III-1 А).

Бытовали на юге Казахстана нарядные ворсовые попоны для лошадей (к примеру, для лошади невесты) а также специальные украшения с кистями на верблюжьи шеи (Табл. III-2.1) и бока стр 132 пять групп изделий из кожи, орнаментировавшихся в целом сходным образом, но имевших различное назначение:  домашняя утварь (посуда, сумки, сундуки);  обувь;  пояса;  утфяжь;  настенные кожаные тускийизы. Кожаные изделия традиционно орнаментировались двумя способами: тиснением и металлическими накладками. Обычно эти способы использовались в сочетании, что придавало тисненому орнаменту особую выразительность. Традиционно кожей занимались мужчины, видимо, в силу особой трудоемкости, причем говорилось так: «Джигиту знания и семидесяти ремесел мало». Бытовали также аппликация по коже (например, ею украшались голенища кожаной обуви), а также вышивка по замше. Один из способов аппликации заключался в следующем: мастер протыкал шилом отверстия вдоль края аппликации, чтобы затем пришить вырезанный узор к изделию. Особенно славилась своими мастерами по художественной обработке кожи Талды-Курганская область, "где до настоящего времени живы традиции этого древнейшего вида искусства кочевников", упоминаемого еще в киргизском эпосе "Maнac". Тиснением украшали кожаную посуду (кон), обувь, внешнюю кожаную отделку сундуков, а также под седельники, седла, уздечки и другие элементы конской и верблюжьей сбруи, мужские пояса. Для этих целей использовались кожи крупных домашних животных - лошадей, рогатого скота и верблюдов, очищенные от волосяного покрова. Кожа в течение нескольких дней размягчалась в воде (или кислом молоке) и в полусыром виде зажималась в штамп (калып). Поверх последнего накладывалась груда камней, и тисненая кожа оставалась в штампе до полного высыхания и затвердевания создаваемого узора. Существовали и другие традиционные приемы тиснения кож разной фактуры, аналогичные киргизским: нанесение узора заостренной палочкой или с помощью шнура.

 Таким способом делали обивку окаглан (кожаных сундуков) (Табл. VI-1Тисненым орнаментом, как и в тканых и войлочных сумках, украшалась только лицевая часть, в случае с жаглан — видимая часть крышки и передняя стенка.

tabVI

В качестве примера рассмотрим два таких сундука (Табл. VI-1 Б, В). Композиционно в украшении передней стенки они решены одинаково: центральное поле разделено на три крупных розетки (симметрия двуосная). В первом случае - это большие квадраты с вписанными кругами, во втором - ромбы с вписанными кругами, соединенные роговидными отростками. В обоих случаях тисненый орнамент дополняется накладными металлическими бляшками с чеканкой и чернью. Подобными бляшками декорированы и крышки. Особенно тщательно украшались различные сосуды для перевозки кумыса (торсыки) и подойники для кобыльего молока (койнеки, шелеки) — особые ведерки без ручки, но с носиком (Табл. VI-2 Г-Е).

 

tabVI2

Вообще, подойники для кобылиц должны быть именно кожаными, потому что лошади очень пугливы, и звук разбивающейся струи молока о дно сосуда из другого материала может сильно их напугать, в результате чего выдоенное молоко будет разлито одним движением копыта. Фляжки для перевозки кумыса, шубата или айрана (кисломолочных напитков), целиком кожаные торсыки (Табл. VI-2 А), имеют характерную форму, похожую на секиру лезвием вниз: уплощенное дугообразное тулово с загнутыми вверх концами и удлиненное прямое горлышко. (Хотя бытовал и другой вариант - с круглым деревянным корпусом, обитым кожей, и узкой кожаной горловиной'). Обычный орнаментальный мотив - вариации рогового узора мюйиз, "сердечки" (туйе табан, журекше), вьющиеся растения, вихревые розетки, разнообразные бордюрные орнаменты (бiтпес, тарак, балдак) в самых разных сочетаниях.Орнамент кожаной посуды и домашней утвари, часто роговидный, перекликается с узорами войлочных изделий - текеметов и сырмаков Для перевозки кумыса шили также более вместительные бурдюки (мес), сосуды (суйретпе). Самым большим кожаным сосудом для кумыса была саба (на этот большой сосуд конической формы уходило две-три цельные конские кожи ); только из саба считалось приличным наливать кумыс гостю. Однако сведений об орнаментации саба, мес и суйретпе встречено в литературе не было. В целом, упомянутые техники орнаментации изделий из кожи, а также сами изделия характерны для всех перечисленных народов. Следует отметить, что в литературе не было встречено сведений относительно бытования среди казахов распространенной у узбеков техники росписи кожи. 

Обувь. Сапожники (emiкшi) шили из материала заказчика сапоги (етiк), женские ичиги (меси), кожаные калоши (кебic). Среди казахов повсеместно женские сапожки выглядели наряднее мужских, их голенища и подъемы украшались тиснением, аппликацией, вьшивкой.

 

tabVI3

Мужские пояса (kice) часто бьши украшены серебряными, костяными, латунными, бронзовыми бляхами, что имело давнюю традицию (во множестве зафиксированы подобные находки, датируемые VI-VII вв.), но распространены были и более демократичные кожаные тисненые. Поясной комплект включал в себя ремень, ножны, подвешенную камчу (плеть), кармашки (каптагай) для пороха, соли, насыбая и других мелочей, необходимых джигиту(Табл. VI-ЗД). Пояс воспринимался как совершенно необходимая всякому мужчине часть одежды, более того, с поясом и поясницей связывалось представление о мужской силе. Не случайно обряд первого повязывания пояса совершается у ряда кочевых народов в 12-летнем возрасте, в период полового созревания^. Неслучайно пословица-загадка, записанная Ф.А. Фиельструпом, гласит:

Первое богатство - здоровье.

Второе богатство - белый платок (хорошая жена),

Третье богатство - пояс (сыновья).

Четвертое богатство - серые овцы (ярки).

Вообще, в тиснении по коже, как в резьбе по дереву и камню, в архитектурном декоре широко используется геометрический орнамент. "Это - квадрат, ромб, четырехугольники, треугольники, составляющие половину квадрата или ромба, разделенных по диагонали, шестиугольники, восьмиугольники, фигуры из квадратов и треугольников, параллелограммы", спирали, прямые и волнистые линии. Для геометрического орнамента казахских изделий из кожи, по мнению А.Х. Маргулана, характерны "равновесие между отдельными элементами, пропорциональное деление фигур, вписанных в композицию. Впрочем, последнее отмечает казахский орнамент в целом.Кожаные детали сбруи коня или верблюда, подседельники - кожаные покровы на потник (Табл. VI-4 А), седла (Табл. VI-4 Б), уздечки, особенно нагрудник (омiлдiрiк ) и подхвостник (кюйыскан), тоже тщательно украшались тиснением в сочетании с накладными серебряными бляхами.

tabVI4

Орнамент - вариации кошкар мюйиз, гюлъ ою, геометрические фигуры. Особенно нарядными были седла и упряжь лошадей, находящиеся в распоряжении девушек и юношей, особенно первенцев, из состоятельных семей. Парадные покровы на потник - тебинги из Северного Казахстана богато декорировались тисненым растительным орнаментом, металлическими бляшками и шляпками заклепок. Сходную композицию (деление на центральное поле и кайму, повторяющую края изделия) имели бурятские тебеньки, орнаментировавшиеся аппликацией. Заказ на изготовление седла с традиционным убранством и в настоящее время является самым желанным для мастера, работающего по коже. Цена на подобное изделие, требующее от мастера навыков ювелира и кожевенника, может достигать нескольких тысяч долларов. В среде знати бытовали кожаные настенные покрывала, по орнаментальным мотивам в наибольшей степени сходные с орнаментированными кошмами, в меньшей степени - с ворсовыми коврами. В отношении композиции - самая яркая параллель - выпгавные настенные тускийизы с их характерной (одной или несколькими) П-образной каймой. Орнаментация тиснением кожаных тускийизов весьма трудоемка, поскольку штамп  должны покрывать очень большую поверхность, причем кожа должна быть тоже довольно большой и не иметь видимых недостатков по всей поверхности. В дополнение к кожаным тисненым орнаментам, поверхность подобных изделий иногда украшалась накладными серебряными пластинами. Такая техника характерна для всех регионов Казахстана, но особенно - для его центральных и северных районов (Средний и Младший Жузы). Фотография типичного кожаного тускийиза (хотя такой термин к кожаным панно, конечно, применим лишь условно) опубликована в книге А.Х. Маргулана. Центральное поле состоит из четырех крестовин кос мюйиз. Внутренняя плоскость крестовин, обрамленных ромбами, заполнена серебряными пластинами, предположительно солярными символами. Бордюр выделен шнуровой линией, изображениями тамги, элементами отдельных мотивов центрального поля. Иногда центральное поле кожаных ковров заполнялось тиснеными силуэтами человека или растительными мотивами, как на тускииизе, приведенном в книге "Казахи: историко-этнографическое исследование" (Табл. VI-4 В). Данный ковер имеет традиционное для тускийизов П-образное обрамление и три каймы разной ширины, причем и все три каймы, и центральное поле тускийиза орнаментированы. На центральном поле ковра в ряд расположены четыре четырех лепестковые розетки, внутренняя поверхность заполнена косыми крестами с многочисленными ответвлениями. Пространство между розетками испещрено роговидными завитками кошкар мюйиз. Средняя, самая широкая кайма покрыта тисненым волнообразным "вьющимся стеблем", а две узкие каймы -мелкими серебряными пластинками - крошечными кружочками и резными листьями. 

 

tabVI5

Тамга (таныба) - племенной или родовой знак (к примеру, у племени дулат Старшего Жуза тамгой служил круг) (Табл. VI-5 А-1). Тамгой метили скот, колодцы, погребения, а иногда также одежду (вьшитые подолы шапанов, камзолов), ковры. Подобные явления зафиксированы и у туркмен. Тамга обычно довольно простой символ, легкий в нанесении - кружок, стрелка, треугольник, две разведенные в стороны дуги, точка с расходящимися от нее тремя лучами; рунические знаки; кресты, параллельные линии, и др. Поскольку начертание тамги специально задумывалось несложным (дабы облегчить изготовления множества клейм для метки скота), тамга могла присутствовать как элемент орнамента гораздо чаще во множестве изделий, чем это принято считать. Другое дело, что в настоящее время очень трудно установить по музейным вещам, в каком племени они были изготовлены, и соотнести тамгу и традиционный орнамент. Встречающиеся тамги в орнаменте тех или иных изделий наводят также на мысль, что, вероятнее всего, изначально "помеченные" таким образом вещи не могли производиться для продажи на рынке, даже внутри племени, потому что тамга родовых единиц, хоть чаще всего и происходила от обще племенной тамги, но все же отличалась начертанием (как правило, добавлялись черты). Следовательно, подобные изделия изготовлялись не для продажи, а для внутреннего потребления.

Опубликовано по материалам диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук   Шевцовой А.А

"Казахский орнамент как этнографический источник" (на материалах XIX- начала XXв.в)

Другие статьи и материалы по теме "Казахская юрта":

1. Казахская юрта.

2 .Казахская юрта. Декорирование юрты.

3.Современная юрта.

5. Европейские традиции родом из . . юрты.