Разработано Арт студии «Домовой»

Проект Арт студии «Домовой»

 


Контактный телефон модератора проекта: +7 (727) 294 33 22 www.vitragedomovoy.kz

Главная Интересное Основы декорирования юрты

Цикл 2.1 Казахская юрта. Декорирование юрты

Исторические особенности развития искусства у степных кочевых народов заключались в том, что оно всегда носило по преимуществу прикладной характер, а местом концентрации предметов кочевого быта была юрта. Именно в архитекруте этого передвижного дома создавался синтез искусств, в котором ведущее значение имело декоративно-прикладное искусство. Тканные ленты, настенные  и постилочные ковры были главными декоративными элементами в пространстве, намеченном решетчатыми деревянными частями юрты и ограниченном войлоками, покрывающими каркас. Крупномасштабную орнаментику войлочных ковров дополняли относительно мелкие по масштабу, но более насыщенные по цвету тканые изделия (ворсовые или безворсовые), вышивки, резьба по дереву, гирлянды объемных шерстянных разноцветных кистей.

Богатые аулы всегда узнавались сразу и издалека по характерным белым юртам (ак уи), украшенным узорными полосами. Всегда можно было отличить Большую юрту (старейшего и знатнейшего в ауле) и Молодую юрту (молодого женившегося сына или замужней дочери уважаемого богатого человека) от почерневших от старости, латанных маленьких юрт бедняков-жатаков, которым было не до орнаментов. Кроме того, особенно парадное убранство юрты полагалось при важных событиях в жизни аула и семьи: свадьбе, скачках (байга), поминальном пире (ас той), обряде обрезания (сюннет той), которые предполагали приезд почетных гостей. Покрытие юрты, бывшей на протяжении ряда столетий основным жилищем казахов, является "первейшей необходимостью в жизни кочевника". Позволить себе украшение жилища изнутри и снаружи, как и орнаментацию любых других предметов, могли далеко не все, а лишь те, кто имели на это время, свободные рабочие руки (дочери, невестки, прочие родственницы и т.п.) и материалы или деньги на приобретение готовых вещей. После установки деревянного каркаса юрты, причем первым ставился дверной косяк, приступали к покрытию деревянной основы войлочными кошмами. Войлочная часть юрты состоит из трех видов покрытия:

основания (туырлык)

купола (узiк)

кругового навершия юрты (шанырак)-(тундik)

Самая большая по площади часть войлочного покрова - трапециевидный туырлык. Он покрывает решетчатую основу юрты (кереге) и примерно ½ купольных жердей. На территории Казахстана в ХIХ - н. XX вв. преобладала юрта тюркского типа (кипчакского подтипа, со сферическим верхом, хотя достаточно часто встречался и найманский подтип, с коническим верхом). Поскольку сверху туырлыка в купольной части юрты ляжет еще один слой войлока - узiк, у преуспевающих хозяев орнаментировалась его внутренняя сторона, видная изнутри юрты через ромбические просветы деревянной решетки кереге. Верх внутренней стороны туырлыка украшался широким рядом роговидных завитков в различных вариантах, (например, сынар мюйиз, кошкар мюйиз), выполненных, как правило, аппликацией.

 

orn1804

В "хороших домах" существовало также особое украшение свода юрты - туырлыккас (круглое или ромбовидное), орнаментируемое вышивкой по войлоку (могли вышиваться трехлепестковые бутоны, листья, спирали, деревья, звезды). Вообще, деревья и лучистые звезды выполнялись на туырлыккасах в весьма реалистичной манере . Вполне оправданно и размещение такого орнаментального мотива, как звезды, на войлочном покрытии купола юрты. Вышитый мотив звезд (жулдыз) или луны (ай) на купольном покрытии новой свадебной юрты неслучаен. Известен старинный казахский свадебный обряд — испрошение благословения и обильного потомства для новобрачных у луны и звезд — "айые тусын - оныиан, жулдызын тусын - солынан" (луна пусть благословенно взойдет справа, да звезды благословят слева). Данное расположение упомянутых мотивов имело благо пожелательное значение.

 

orn18041

Узiк имеет форму усеченного конуса с овальным отверстием и верхом. Два узiка, настеленные краями один на другой, полностью закрывают купол шестиканатной (самой распространенной) юрты. С внешней стороны полотно узiка часто украшалось крупной узорной аппликацией из хлопчатобумажной материи (туырлыккас). Самый распространенный мотив — крестовина кошкар мюйиз или кос мюйиз. Аппликацией выполнялся также орнамент на узорных клапанах кереге, часто нашитых по основанию узiка. Это также, как правило, крупные отдельные мотивы, представляющие собой законченную композицию, но прекрасно сочетающиеся с подобными себе на соседних клапанах или кайме узiка. Тундiк , покрытие шанырака, имеет форму квадрата, вытянутого по углам. Его откидывают, когда готовят пищу или хотят проветрить помещение, а на ночь обязательно закрывают. Тундiк не орнаментировался, поскольку постоянно подвергался прямому воздействию дыма и дождя, и тратить время, силы и материалы на его украшение было бы непрактично.

  Для прочности войлочные покрытия прикреплялись к кереге плетеными шнурами жиек, а также закреплялись поверх и изнутри широкими ткаными полосами с кисточками бау (баскурами). Изготовление войлочного покрытия юрты, а также сборка-разборка юрты при перекочевках считались женским делом. Края всех частей покрытия юрты, так же как и швы и края одежды, традиционно обшивались плетеным кантом жиек (обычно плетение из восьми разноцветных нитей в елочку, в основном использовалась верблюжья шерсть). При украшении жиек (орнамент получался из разноцветных нитей при плетении, реже применялась вышивка по готовому изделию) использовались несложные мотивы: параллельные линии, кружки, треугольники, прямоугольники, "елочка", трапеции, ромбики и т.п. Этот, казалось бы, скромный элемент заслуживает особого обсуждения. Помимо функциональной нагрузки - предохранение краев войлока от обсыпания и преждевременного изнашивания, упрочнение швов, а также определенной эстетической роли (яркая пестрая тесьма придавала изделиям из одноцветных материалов особую нарядность), стоит помнить об особых магических свойствах, которыми якобы наделена тесьма жиек. Помимо обычного и широко известного в прошлом у самых различных этносов стремления обезопасить наиболее открытые и уязвимые для внешних недобрых сил места на одежде - подол, ворот, рукава, швы, казахи, как и некоторые другие среднеазиатские народы, считали чудодейственной саму пеструю тесьму эюиек. К примеру, такой пестрой плетеной тесьмой лечили колики у овец: "Особым образом делали петлю так, чтобы она могла полностью распускаться, если потянуть за конец", после трижды терли больной овце живот и дергали за петлю, считалось, что "болезнь уходит также быстро, как развязывается петля". По словам информаторов из Восточного Казахстана, жиек - лучший хранитель от змей на летних пастбищах-жайляу. На ночь юрту обводили кольцом из жиек по земле, на расстоянии нескольких метров от стенок и могли спать спокойно, с уверенностью, что ни одна змея или другое ядовитое животное не проползет в жилище". Дополнительное обереговое значение имела использовавшаяся при плетении шерсть верблюда, весьма почитаемого кочевниками животного. Но основная масса войлочных изделий использовалась во внутреннем убранстве юрты. При всех различиях быта кочевых скотоводов и оседлых земледельцев региона, и первые, и вторые при строительстве жилища руководствовались принципом "внутреннего сокровища". Т.е. при скромном внешнем виде (будь то глухие саманные стены или серо-коричневый войлок), интерьер мог поражать воображение обилием ярких красок, ковров, тканей, утвари. Именно внутри юрты состоятельного казаха и находилось истинное царство орнамента.

Многочисленные и разнотипные орнаментированные кошмы совмещающие "чисто хозяйственные задачи с задачами декоративного порядка", развешенные по стенам или разложенные на полу, незаменимы. На них рождались и умирали, на них спали, ели, веселились, слушали акынов и сказителей кюйши, шили одежду, чинили утварь. На них любовались. По ним оценивалось мастерство хозяек. Их изготовляли, дарили, давали в приданое, продавали. В специально приготовленный белый войлок (ак кийиз), накрыв мозаичным сырмаком, заворачивают и несут на кладбище покойника.

 

1804032014
18042014

Узорные кошмы - семь-девять сырмаков, один текемет, одно войлочное покрывало на постель, войлочный ковер на стену - обязательная составная часть приданого невесты. Если гость был человеком знатным (ак сюйек, белой кости) или же ему просто были рады и хотели угодить, для него стелили самую лучшую кошму (как правило, белую), или дорогой тканый ковер. Традиция эта берет свое начало в старинном обряде чествования хана. Приведем здесь его краткое описание: "Эта торжественная церемония обычно проводилась в пятницу, под ясным небом. Собравшийся народ, будь то пеший или всадник, располагается широким майданом с площадкой посередине, устланной дорогими коврами, разноцветными текеметами и сырмаками, шелковыми одеялами. Это место называется тор - самое почетное место. Его занимают тремя-четырьмя рядамивкруговую по степени своей значимости и важности представители высшей знати... В самом центре стелется изготовленная именно для этого торжества тонкая белоснежная кошма, края которой подшиваются золотыми нитями. После того, как устанавливается тишина, с места поднимается наиболее известный и уважаемый аксакал и извещает всюду решение Великого совета улуса, называет имя будущего хана, который, поддерживаемый двумя представителями знати, выходит на середину и восходит на белую кошму. Затем он останавливается на середине кошмы, поворачивается лицом в cторону Мекки и садится, поджав под себя ноги". После начинается вторая, предназначенная для всего народа, самая решающая часть церемонии: по очереди выступают перед собравшимися бии ораторы, военачальники-батыры, отдельные султаны-конкуренты, также претендующие на ханский трон. Все речи в основном посвящаются выдающимся качествам будущего хана... Каждое выступление сопровождается криками согласия и одобрения, или, наоборот, к конфузу претендента, несогласия (избрание хана декларировалось общенародным делом - и каждый обиженный мог высказаться). Но все же предварительно продумавши, совместно обсужденная церемония, как правило, "проходит по сценарию". Народ в основном выражает свои пожелания, свою поддержку будущему хану. Затем религиозный глава улуса от имени Аллаха и духов предков, всего народа читает соответствующую молитву. После этого к кошме, на которой сидит будущий правитель подходят четыре заранее назначенных, пользующихся в народе особым авторитетом и уважением, представителя знати, которые поднимают углы кошмы выше своих голов и опускают на землю. Именно этот жест - кульминация процедуры провозглашения хана. Именно этим актом вручается человеку верховная власть в стране, поэтому понятие "поднят на белой кошме" означает "стал ханом"'.

Вся работа с шерстью, тканями и войлоками, постельными принадлежностями была целиком женской: "Сорок мужчин не обставят один дом, а женщина одна заполнит весь дом». Неиспользуемые в данный момент узорные войлоки, а также одеяла, войлочные мешки с одеждой складывались высокой стопкой на деревянные сундуки напротив входа в юрту и обозначали почетное место. Данное сооружение называлось жук. Сложенные аккуратной горкой (жук) прямо напротив входа в юрту, кошмы обозначали почетное место (тор), куда садился хозяин или почетный гость.

Разумеется, все предметы внутреннего убранства юрты (узорчатые кошмы, наволочки, чехлы на сундуки, сумки и покрывала для одежды и утвари, орнаментированные войлочные потники и т.п.), которые ныне специалисты оценивают как образцы декоративно-прикладного искусства, обязательно были функциональными, использовались по своему прямому назначению, а также играли важную роль в определении социального статуса владельца.

Опубликовано по материалам диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук   Шевцовой А.А

"Казахский орнамент как этнографический источник" (на материалах XIX- начала XXв.в).

 

 

 

Другие статьи и материалы по теме"Казахская юрта":

1. Казахская юрта. 
2.Орнамент в интерьере юрты. 
3. Современная юрта. 
4. Европейские традиции родом из ...юрты.