Разработано Арт студии «Домовой»

Проект Арт студии «Домовой»

 


Контактный телефон модератора проекта: +7 (727) 294 33 22 www.vitragedomovoy.kz

Главная Интересное Орнамент войлочных ковров сырмак

 

Цикл1.1. Ковры.  Орнамет войлочных ковров - сырмак.

Сырмак (варианты названий: сырдамал, сырдак, бiтпес).

Считается одним из наиболее ценимых видов орнаментированных кошем, возможно потому, что процесс его создания более трудоемок и требует больше времени и мастерства, опыта и точности, чем изготовление текеметов. Сырмаком, как правило, украшали стены юрты или дома. Данный тип изделий отличался повышенной пpoчнocтью. Сырмаки были не так распространены, как текеметы. Почти не  производились сырмаки на рубеже ХIХ-ХХ вв. в Тургайской обл. и в Атбасарском уезде Акмолинской обл. Широко бытовали такие кошмы в Семипалатинской области Сырмаки были совершенно неизвестны казахам адай (Мангыпшак).

Существует четыре способа производства сырмаков:

1) мозаика (без подкладки) из разноцветных кусков войлока.

2) аппликация однотонной материей или войлоком по войлоку.

3) шнуровая вязь нитью (жиек) по однотонному полю войлока.

4) орнамент создается насквозь прошивной нитью (два последних способаблизки и часто сочетаются).

Первый, "мозаичный способ", заключается в следующем: "Два различных по цвету (чаще всего черный и белый) войлока настилаются один на другой и прорезаются насквозь острым ножом по заранее намеченному узору, затем часть нижнего куска, соответствующая фону орнамента, нарисованная на верхнем куске, переносится и связывается с орнаментом верхнего куска; к оставшейся части нижнего куска приставляется часть, снятая с верхнего куска. Таким образом, из двух кусков гладкого войлока, получаются два узорчатых куска, в которых один и тот же орнамент является на одном белым, а на другом черным, т.е. как бы позитивом и негативом. Полученные орнаменты сшиваются с окружающими их фонами... и образуют поле войлочного ковра". Узор предварительно наносился углем, мылом, раствором соли. В том случае, если сырмак использовали как постилочную кошму, он создавался исключительно указанным способом, т.е. без аппликаций, т.к., в данном случае для большей функциональности узор "должен ложиться вровень с поверхностью фона", дабы предохранить изделие от преждевременного износа и обеспечить сидящему максимальное удобство. Появление такого специфического технического приема, как войлочная мозаика, возможно, обусловлено потребностью в экономии материала, поскольку даже обрезки, совершенно непригодные к дальнейшему использованию, скажем, при изготовлении текеметов, в сырмаках составляли часть орнамента центрального поля следующего квадрата или бордюра. Фактически, это единственный способ, "который не требует ни новых затрат материала, ни новой дополнительной работы" при достижении, кстати, великолепного декоративного эффекта и четких графических линий.

 

syrmaki

Но данная техника потребовала не только особого композиционного строя (например, очень часто центральное поле сырмаков состоит из двух частей -квадратов или ромбов - позитивной и негативной), но совершенно специфического орнамента, в котором фон по площади равен узору. Данная особенность (равенство фона и узора) неизменно подчеркивается всеми исследователями казахского орнамента. Кроме того, орнамент сырмаков должен был исключать, по возможности, множественные переплетения и пересечения линий, чтобы не усложнять и не перегружать лишними швами изделие. Орнамент сырмаков во многом близок орнаменту текеметов. Необходимо подчеркнуть то, что сырмаки к тому же "нередко украшались растительными узорами или узорами переходными - от зооморфных к растительным" (если понимать под зооморфными формами варианты "рогов" и "следов"). Необходимо упомянуть также о тосек сырмак (постельном сырмаке), который используют в качестве матраца или покрывала. Орнаментируется это изделие вышивкой по ткани, прикрепленной к войлочной основе, иногда также используют узорную аппликацию из войлока, бархата, хлопчатобумажной плотной ткани, сукна и т. п.

До настоящего времени широко бытуют сырмаки на юго-востоке Казахстана, где вообще в "значительно большей степени сохраняется национальный колорит жилища.

 

areal_syrmaki

Войлочные изделия предшествовали ковроделию.

Другие статьи и материалы по теме "Ковры":

1. Ковры
2. Орнамент войлочных ковров - текемет.
3. Орнамент безворсовых ковров - алаша, такыр кілем.
4. Орнамент ворсовых ковров - тукті кілем.
5. Орнамент плетеных циновок- чиев.
6.  Как выбрать ковер.