Разработано Арт студии «Домовой»

Проект Арт студии «Домовой»

 


Контактный телефон модератора проекта: +7 (727) 294 33 22 www.vitragedomovoy.kz

Главная Интересное Орнамент войлочных ковров текемет

Цикл 1.2.Ковры.  Орнамент войлочных ковров- текемет

Все узорчатые кошмы можно разделить на настенные (тускийиз, сырмак) и постилочные (текемет). В некоторых случаях по своим функциям первые могли становиться вторыми по причине ветхости, или, напротив, особо замечательное настенное войлочное покрывало можно было снять со стены и постелить на пол для почетного гостя или из-за знаменательного события в семье. В свою очередь, настенные и постилочные кошмы можно классифицировать по приемам изготовления и техникам нанесения орнамента.

I.Текемет.

Считается наиболее распространенным в быту дореволюционных казахов. Постилочная кошма, обычно очень тяжелая, огромная, занимает практически весь пол юрты. Встречаются также изделия, выполняющие те же функции и выполненные в тех же техниках, но средних и маленьких размеров.

Можно выделить следующие технические приемы изготовления и орнаментации текеметов:

1) раскладка полос шерсти (преимущественно осенней стрижки) в виде узоров на полуготовый войлок и вваливание их в процессе уплотнения войлочного ковра (накатка);

2) приготовление наполовину скатанных цветных полотен (талдырма), из которых вырезали узоры и вкатывали их, с обрызгиванием горячей водой в слой шерсти - основу;

3) приготовление однотонной войлочной основы и нашивка на них (способом аппликации) узоров из различного материала (сукна, бархата, хлопчатобумажной ткани). Результат назывался оюлы текемет.

Завершающим этапом производства валяного текемета является его вытягивание по длине (узындау): мастерицы равномерно сворачивают войлок в рулон, такая же закатка производится с другого конца, и так несколько раз. Готовый текемет разворачивают, края подрезают ножницами и сушат в тени. Шерсть, используемая для нанесения орнамента, лучшего качества, чем та, что "составляет тело войлока"''. Как правило, готовое изделие получается меньше заготовки. На изготовление текемета размером 2x2 м при работе четырех-пяти женщин уходило примерно три-четыре часа. Как правило, текеметы были двухцветными (серая или коричневая основа и молочно-белый контур орнамента), но встречались и трехцветные варианты (основа всегда оставалась однотонной, а сам узор мог выполняться из шерсти двух разных цветов), а также многоцветные. Процесс валяния войлока известен также украинцам, монголам, калмыкам, тувинцам, народам Кавказа и Средней Азии. Выявлено повсеместное распространение текеметов на всей территории Казахстана. Удалось проследить некоторые локальные различия в приемах декорировки текеметов в различных областях Казахстана. Мастерицы Юго- Западного и Южного Казахстана (Старший Жуз) часто прибегали к особому способу ведения линии узора: для одной и той же линии контура "брали поочередно шерсть разных цветов и получали одну пеструю линию" с широкими поперечными полосочками - ада каи (прием ала кан - пестрая кровь хорошо известен в вышивке узбеков, киргизов, таджиков, туркмен). 

tekemet01

Совершенно аналогичные южно-казахстанским текеметам по орнаментальным мотивам, композиционному строю, цветовой гамме и технике исполнения изделия широко бытовали у южных киргизов, причем именно от техники исполнения изделие получило свое название - ала кийиз (пестрый войлок). Южно-казахстанские текеметы чаще украшались цветной бахромой из крашенного конского волоса, были ярче (к примеру, смело сочетались малиново-красные, синие тона при золотистой кайме, или красный, белый и голубой); а восточно-казахстанские текеметы (Средний Жуз) напротив, успокаивали глаз мягкой пастельной гаммой (серый, тепло-желтый, сиренево-розовый). Кроме того, на юге орнамент был геометрически немного более правильным. Повсеместно орнамент был очень крупным и предельно лаконичным, что объясняется техникой производства и характером дальнейшего использования. Текеметы казахов адай (Мангышлак, Младший Жуз) по технике орнаментации вваливанием и излюбленному композиционному построению (ромбовидному с крестовинами) практически идентичны обычным казахским войлочным коврам. Отличается только устоявшееся цветовое оформление, которое "чаще всего сводится к сочетанию красного узора с белым фоном и незначительным вкраплением черного цвета в обрамлении текемета. Нарезные узоры (талдырма, второй прием изготовления текеметов) практиковались на юго-востоке Казахстана (современные Алма-Атинская и Талдыкорганская области), на востоке (современные Восточно-Казахстанская, Семипалатинская и Павлодарская области) и в некоторых районах современной Оюлы текеметы (буквально «вырезанные» или «узорчатые», - с аппликациями, третий из указанных вьппе приемов изготовления) были распространены гораздо менее широко - "местами в Центральном и Северном Казахстане". Текеметы декорировались, как правило, очень традиционно: всегда или почти всегда различали центральное поле и кайму, центральное поле делили на три-четыре равных квадрата или ромба (шаршы), в которых вписывали крупномасштабные крестовины кос мюйиз (соединенные рога). Иногда этот узор дополнялся иным - в виде «бегущих волн» (бiтпес) или S-образных удвоенных или спиральных завитков, но все же традиционный и самый любимый и распространенный вариант - упомянутые кос мюйиз, порой весьма схематичные, контурные, но все же легко узнаваемые . Часто кайма всей кошмы или отдельных квадратов центрального поля выполнялась орнаментом бiтпес, сыyар мюйиз (один рог) или сынар окше (каблук), рядом треугольничков тумарша (амулет), балдак (костыль) - геометрический мотив. Чаще всего симметрия двухосная. Для войлочных изделий в целом характерен криволинейный орнамент; рисунок, выраженный прямыми и ломаными линиями, встречается реже. Построение на текемете орнаментального рисунка со строгой композицией - дело рук опытной мастерицы. И валяние кошем, и производство крупных (размер Зх5м был широко распространенным) узорчатых текеметов - сложный и трудоемкий процесс, в котором участвуют несколько женщин, включая родственниц и соседок. Представляется, что это явление сродни подобным временным трудовым микро-кооперативам киргизок (у них это получило название "асар) собщающихся для валяния кошем, и молодых узбечек ("хашар", "кул солишиш''^), которые ткут большие ковры вместе под руководством "опытной мастерицы кайвани. Сходное явление неоднократно зафиксировано у туркмен.

 

areal_tekemet

До настоящего времени текеметы можно встретить практически в каждом доме на Мангыпшаке, в Восточном Казахстане, Северном Казахстане, в Алма- Атинской области, у казахов Алтая.

Другие статьи и материалы по теме "Ковры":

 
1. Ковры.
2. Орнамент войлочных ковров - сырмак.
3. Орнамент безворсовых ковров - алаша, такыр кілем.
4. Орнамент ворсовых ковров - тукті кілем.
5. Орнамент плетеных циновок- чиев.
6.  Как выбрать ковер.