Разработано Арт студии «Домовой»

Проект Арт студии «Домовой»

 


Контактный телефон модератора проекта: +7 (727) 294 33 22 www.vitragedomovoy.kz

Главная Интересное Орнамент ворсовых ковров

Цикл 1.4.Ковры.  Орнамент ворсовых  ковров - туктi кiлем.

"Вот ткут ковер - и это уже ковер, Песнь о походе - и это ковер

Невеста поет о подвигах жениха, не зная лица его, И вся ее жизнь в ковре - и это ковер"'

Tyкmi кiлем (ворсовый ковер)

Tyкmi кiлем ткали на горизонтальных станках путем попеременной завязки ворсовых узлов (дополнительной ворсовой нитью ) на нити основы ковра и полотняным переплетением каждого узлового ряда, что создавало прочный каркас ковра и ворсистую его поверхность; применялась двойная и полуторная вязка узлов. Данная техника аналогична узбекской и киргизской. Ворсовые ковры, в отличие от войлочных, в основном были украшением стен жилища (хотя для дорогого гостя его могли постелить на пол). Подтверждением того, как ценились эти изделия, служит тот факт, что именно ворсовые ковры были одним из главных предметов приданого невесты (киiт) или калыма, входили в число "пяти ценностей" - "бес жаксы". Пять ценностей традиционно включали:  

1) верблюда (кара нар);

2) быстроногого скакуна (жуйрык am);

3) дорогой ковер (ворсовый, иногда привозной, персидский) (калы кiлем);

4) алмазную саблю (алмас кылыш);

5) соболью шубу (улгын iшiк).

Причем считалось, что один предмет из этой драгоценной пятерки по стоимости равен 4-5 хорошим лошадям. Хороший ворсовый или безворсовый ковер обычно входил также в приз, предназначенный победителю байги (скачек), наряду с сотней овец, верблюдом и кусочком золота. Как уже отмечалось ранее, ворсовое ковроткачество на территории Казахстана можно считать узколокальным явлением несмотря на то, что такие ковры "употребляют и любят в обиходе".

tuktikelem

Казахские ковры изготовлялись для собственного потребления и на рынки попадали очень редко. Ворсовый ковер всегда имел центральное поле и раму, причем эта рама могла быть совершенно особой формы - михраб (арка) на специальных молитвенных ковриках жойнамаз (намазлык), где центральное поле могло быть пустым, не заполненным орнаментом. Если кайм было несколько (обычно не менее трех), их орнамент был различным. Каждую следующую кайму отделяет от предыдущей узкая неорнаментированная полоса. Как правило, цветовая гамма центрального поля и бордюра гармонировали друг с другом или были одинаковыми. На первый взгляд, в орнаменте ворсовых изделий преобладают геометрические мотивы, но часто встречаются уже знакомые нам традиционные зооморфные и растительные мотивы, в сильной степени стилизованные и геометризированные цветочные розетки, трилистники, древовидный узор . Все орнаменты "растительного происхождения"объединяются единым названием гюлъ ою, в то время как для всех остальных узоров существует особый термин для каждого. Орнамент казахских ворсовых ковров, как правило, не слишком сложен, в коврах не чувствуется перегруженности, "орнамент органически увязывается с фоном". Среди цростых геометрических узоров — ромбы,треугольники, звездообразные фигуры, "Наиболее широко используется ромб с отходящими от его углов ответвлениями в виде завитков, крючков разной формы, в том числе расходящихся в разные стороны, как бы "роговидных",намекающих на кошкар мюйиз. Обычным явлением стало сочетание в орнаментике центрального поля двух-трех мотивов.

arealvors

Ареал бытования ворсового ковроделия на территории Казахстана невелик и включает в себя Южный Казахстан и Мангышлак (современные Мангыстауская, Сыр-Дарьинская, Кзыл-Ординская и Южно-Казахстанская области, а также западные районы Жамбыльской области). Узкое распространение этой техники не случайно - ворсовое ковроделие служит своего рода индикатором оседлости, потому что подразумевает совершенно определенный вид хозяйственной деятельности.

Другие статьи и материалы по теме "Ковры":

1. Ковры
2. Орнамент войлочных ковров - текемет.
3. Орнамент безворсовых ковров - алаша, такыр кілем.
4. Орнамент войлочных ковров - сырмак.
5. Орнамент плетеных циновок- чиев.
6.  Как выбрать ковер.