Разработано Арт студии «Домовой»

Проект Арт студии «Домовой»

 


Контактный телефон модератора проекта: +7 (727) 294 33 22 www.vitragedomovoy.kz

Главная Интересное Орнамент чиевых циновок

Цикл 1.5.Ковры.  Орнамент тростниковых циновок - чиев

 Плетенные циновки из степного тростника чия (ши),( Lasiagrostis splendens) известны с глубокой древности (камышовые маты были обнаружены при раскопках бесшатьфских курганов Семиречья).

 Различают четыре вида циновок:

1. Оре ши (ак ши)- букв., простой или белый чий. Применялся в хозяйстве очень широко. На такой циновке сушили сыр (курт), сортировали шерсть, с ее помощью валяли кошмы. Использовали ее и для устройства различных навесови ограждений.

2. Шабак ши - это своего рода ширма, огораживающая женскую часть юрты (направо от входа), иногда использовалась как оболочка кереге вместо узорных циновок. Если хозяйка использовала шабак ши именно так, это говорило о ее неумении плести узорные циновки и осуждалось. Обычно шабак ши была просто в разноцветную широкую полоску, что требовало лишь известного навыка, но не особого мастерства.

3. Шым ши (вариант - кул ши) - узорная циновка, которой оборачивали основания юрты кереге. Размеры: ширина -не менее 1,4 м (ограничивается максимальной длиной стебля чия), длина до 10 м и даже более. Эта циновка -фон интерьера юрты, особенно в летнее время, когда изнутри жилище не утепляли коврами.

4. Есiк ши (Орнаментированная чиевая часть навесной двери)

dveri_chii

Способ создания чиевого полотнища для двери имел свои особенности,обусловленный функциональным использованием - частым сворачиванием-разворачиванием. При его плетении каждый стебель чия скреплялся не шерстяными нитками (как обычно), а плотными кожаными шнурами. "Так как при откидывании и опускании двери основная тяжесть приходится на ее центр, то средние 10-15 рядов чия обматывались сыромятными ремешками, а затем вновь плели чиевые стебли обычным способом" . В третьей четверти XVIII в., по словам Христофора Барданеса, шым ши изготовлялись следующим образом: "Всякую палочку помянутой травы обвертывают шерстью, крашенною разных цветов, например... сверху зеленой на два вершка, потом голубой на один вершок, там черным, красным, белым, желтым, таковым размером, каковой надобен». Технология эта осталась той же и по сей день.  Особая сложность орнаментации чиевых циновок заключается в том, что мастерица, как, впрочем, и при тканье, вынуждена держать в голове весь узор. Но здесь, к тому же, каждый стебель должен оборачиваться цветной шерстью отдельно в нужных пропорциях. Даже очень сложные орнаментально насыщенные работы, как, например, чиевые циновки шым ши, зачастую создаются по памяти, на глаз, за счет сильно развитого образного мышления. Начинающие мастерицы используют в качестве наглядного пособия для расположения орнамента старую циновку, а будущий узор накалывают иглой (в настоящее время иногда помечают фломастером). 

ornchii

Наиболее распространенные узоры - геометрические: крупные концентрические ромбы, полосы, треугольники, ступенчатые ромбовидные медальоны с геометризированными завитками ("ромбы с крючками" ) диагонали, вытянутые в ширину остролучевые "звезды" - т.е., орнамент, свойственный в целом безворсовому, комбинированному и ворсовому ткачеству (последнее в сочетании с красным колоритом особенно характерно для южно-казахстанских чиевых циновок. Орнамент всегда четкий, ясный, крупный, легко читается. Особенностью чиевых циновок коч-агачских казахов было то, что узор типа кошкар мюйиз, встречающийся и на "общеказахстанских" циновках, больше похож на распространенный центральный мотив не тканых, а войлочных изделий (крестовина вписана в ромб) . Чиевые циновки казахов-адаевцев отличаются необычайной яркостью и контрастностью цветовых сочетаний (белого или черного и оранжевого) . Что касается композиционного расположения орнаментальных мотивов, то здесь главную роль играла функциональность вещи, характер ее дальнейшего использования: в случае, если циновка предназначалась для обтягивания остова юрты (шым ши) и была, соответственно, значительной по своей длине, композиционно она делилась на ряд частей, в которых один и тот же узор повторяется много раз, но варьируется в цветовых сочетаниях. Часто встречается на таких циновках и сочетание из двух и более композиций различного узора и раскраски, что создает иллюзию нескольких изделий, последовательно соединненых в единое целое.

 

orncinovok

Другие статьи и материалы по теме "Ковры":

1. Ковры
2. Орнамент войлочных ковров - текемет.
3. Орнамент безворсовых ковров - алаша, такыр кілем.
4. Орнамент ворсовых ковров - тукті кілем.
5. Орнамент войлочных ковров - сырмак.
6.  Как выбрать ковер.