Разработано Арт студии «Домовой»

Проект Арт студии «Домовой»

 


Контактный телефон модератора проекта: +7 (727) 294 33 22 www.vitragedomovoy.kz

Главная Интересное Pret-a-Porter в казахском интерьере

Цикл 3.Стилеобразующие технологии при создании  интерьера в казахском стиле.

Pret-a-Porter  в казахском интерьере.

Сегодня в период становления дизайна интерьера в Республике Казахстан, учитывая весь мировой опыт накопленный в этой области культуры, следует различать понятия: этностиль и современный национальный дизайн интерьера. Этностиль несет в себе национальные особенности устройства жилых помещений той или иной страны. Они обусловлены культурными традициями, укладом жизни людей, которые определяются в свою очередь географическим положением страны и климатическими условиями.

Стиль- это устоявшаяся система конструктивных и декоративных элементов. Их взаимокомбинация для каждого стиля индивидуальна и уникальна. К примеру, классицизм основан на упорядочивающей системе ордера, рококо присущи декоративные орнаментальные элементы и т. д. Стиль, помимо формальных пристрастий, отражает общественные и социальные вкусы.

Базовое принципиальное отличие, не позволяющее говорить о современном интерьере в казахском этностиле — это круглая форма жилища казахов, покрытая кошмой и современная прямоугольная форма помещений в кирпичных или бетонных боксах. При воссоздании этнического стиля с исторической точностью, потребуется кардинальная реконструкция современного помещения с целью воспроизвести пространство, пропорции и объемы исторического казахского жилища — юрты.

nd05

Как правило переделка типового боксо-образного помещения квартиры в круглую конструкцию юрты конструктивно невозможна в многоквартирных домах и не целесообразна для современных городских особняков. Исторические стили существуют в определенный исторический промежуток времени, и их точное восстановление в более поздние периоды практически невозможно, да и нецелесообразно. Ведь здание выполненное в стиле барокко потребует интерьера в стиле барокко, костюма в стиле барокко, экипажа в стиле барокко и т. д. А исключение любого из перечисленных элементов превращает всю систему в пышную декорацию неумелой оперетты. Строго говоря, стиль - это образ жизни людей на определенном этапе развития человеческого общества, воплотившийся в формах искусства. Соответственно, его "повторение" и "имитация" возможны лишь в виде стилизации.

Стилизация — обозначает творческую свободную интерпретацию элементов определенного стиля. Любая стилизация стремится к созданию современного видения «старого стиля».

При создании концептуальной базы казахского дизайна мы будем говорить об актуальной стилизации выразительных элементов казахской культуры ( понимаемой в данном контексте как этнографический культурный комплекс).

По определению данному в Большом энциклопедическом словаре

СТИЛИЗАЦИЯ — это:

1) намеренная имитация художественного стиля, характерного для какого-либо автора, жанра, течения, для искусства и культуры определенной социальной среды, народности, эпохи. Нередко связана с переосмыслением художественного содержания, составляющего основу имитируемого стиля.

2) В изобразительном искусстве и преимущественно в декоративном искусстве, дизайне - обобщение изображаемых фигур и предметов с помощью условных приемов.

Объектом стилизации оказываются обычно стилевые системы, удалённые во времени и в пространстве, притом не столько индивидуальные стили, сколько обобщённо воспринимаемые стили целых эпох и национальных культур. Поскольку стиль рассматриваемый, как нечто объективно обязательное, имеющее вполне определенные канонически установленные нормы, отсутствует в современной культуре, его место заняла эклектика — как современный базовый принцип создания интерьерного дизайна. Понятие стилизации в современном дизайне утрачивает негативные черты подражательства и вторичности, и становится инструментом – одним из комплекса разнообразных приемов дизайнерского творчества.

В теории современного дизайна академическое определение стилизации получило дальнейшее развитие. Сегодня в стилизации различают несколько приемов: копирование, имитацию и интерпретацию. Наиболее творческим является прием интерпретации.

Интерпретация — это творческое создание нового на базе известного. Сегодня стилистическая интерпретация четко дистанцируется от подражания, традиционализма, восприятия наследия как всеобщей нормы, которые возникают в те периоды развития искусства, когда оно испытывает потребность в авторитетной системе ранее выработанных эстетических и идеологических оценок. Интерпретация, как стиле образующий прием, в свою очередь использует по-отдельности или вместе следующие стиле образующие практики: микширование, искажение, цитирование. Безусловный базис любого современного дизайна — это творческий подход, синкретичность конечного результата. Современный дизайн помещения предполагает наличие фундаментообразующей концепции, выраженной в динамичных формах и композициях, выдержанной в эмоциональной цветовой гамме. В современном дизайне очевидно стремление к персонализации и созданию индивидуальных решений даже на базе серийных продуктов. Сегодняшний интерьер находится в эмоциональном контакте со своим обладателем, ведущим социально-активный образ жизни. Современный национальный дизайн предполагает органичное вовлечение этнических предметов в контекст современного жилища. Предметы интерьера в таком дизайн-решении выполняют новые функции или объединяют в себе старые, проявляют гибкость и приспособляемость, решают некие проблемы и стремятся к совершенной эргономики, заботятся об экологии и разумном использовании ресурсов, вызывают эмоциональную реакцию, впечатляют. С исторических объектов сдувается пыль веков, они вовлекаются в среду обитания современного человека, получают новую жизнь, тем самым возрождают корни и прорастают новыми смыслами. Основополагающие принципы современного дизайна близки по концептуальному контенту идеи кочевой культуры: динамизм, многофункциональность предметов быта, эмоциональная выразительность вещей. Девиз: больше жизни-меньше формализма. В современном мире в дизайне интерьера уже наработаны дизайн-технологии по созданию креативных интерьерных решений. Встроенность казахской культуры в контекст общемировой культуры — данность сегодняшних процессов глобализации. Это взаимодействие обуславливает взаимопроникновение творческих приемов и креативных концепций в искусстве различных культур. Обратившись к сокровищнице мировых дизайн-технологий, мы для начала воспользуемся наиболее простыми решениями для создания современного интерьера в казахском стиле. Так сказать pret-a-porter интерьерного дизайна в казахском стиле.

Базовая технология создания интерьера в современном казахском стиле состоит из 3-х основных шагов:

Шаг 1. Создаем образ.

Формулируем для себя что мы хотим. Создаем концептуальный образ будущего интерьера. Помним, что главные сегодня не вещи, а идеи.

Шаг 2. Выбираем базис.

Берем за основу интерьер в стиле: минимализм, современный классический, лофт или скандинавский. В любом из этих базовых стилей имеем минимум элементов интерьера, простые формы, спокойные тона, природные материалы (особенно в случае с лофт и скандинавским). Все эти стили хорошо описаны и наглядно приставлены в журналах или интернет пространстве. По своему характеру и атмосфере данные стили созвучны предметно-пространственной среде казахского жилища с его строго-ограниченным набором вещей, обусловленным кочевым укладом жизни, с четкой встроенностью функции каждой вещи в систему упорядочивания жизни. Цвета интерьера — экологические: земли, глины, песка, дерева, добавляем оттенки местного ландшафта: сухой травы, выгоревшей степи, знойного песка, осеннего солнца, космической патины камней. Заполняем интерьер всем комплексом современной электронно-бытовой техники: кухонная техника, телевизоры, компьютеры, планшеты, домашние кинотеатры, музыкальные центры, телефоны, факсы — то, что создает современный комфорт, и располагаем их в эргономичных местах.

Шаг 3. Подбираем аксессуары по принципу мозаики.

Сегодня стиль создается грамотно и гармонично подобранными деталями. Тренд сезона — доминирование аксессуаров: то, что придает уют среде обитания. Детали, из которых мы создаем интерьерную композицию, должны иметь эмоционально-ассоциативную связь с этнической тематикой. Для достижения стильного композиционного результата воспользуемся принципом мозаики: выбираем 1-й элемент - доминанту. Он будет являться ключом ко всей композиции, смысловым центром, где завязывается основное действие, возникают основные связи. С доминанты начинается восприятие всего интерьера в целом, она как бы точка отсчета, эмоционально смысловой и структурный центр. К первой детали подбираем вторую, третью, заполняя пространство, как складывали бы мозаику. Помним, что подбираем не вещи к вещам, а их ассоциативные образы к друг другу.

Не забываем о базовых принципах композиции интерьерных объектов и цветов при создании современного интерьера:

В помощь теоретический материал:

1. Общие принципы композиции: http://www.i2r.ru/static/469/out_17569.shtml

Принцип единства

Принцип доминанты

Принцип соподчинение частей в целом

Принцип динамизма

Принцип гармонии

Принцип равновесия

2. Выразительные средства композиции в интерьере:http://designinfoline.ru/?p=260

Акцент-деталь

Контраст

Ньюанс

Ритм

Масштабность

Массивность

Баланс

Симметрия

Пропорциональность

Примеры интерьеров: http://design-and-creativ.ru/master-klass/kompozicia-v-interyere

Ко всем обще художественным принципам создания гармоничной композиции добавим свои стиле образующие принципы для создания интерьера в современной казахской стилистике.

Принцип тернарной композиции. Три элемента — носители этнической тематики.

В диссертации «Ансамблевая и художественно-образная система в народном искусстве Казахстана» (Москва, 2011) исследования Жукеновой Ж.Д выявили своеобразие тернарной ( троичной) модели Мира кочевой культуры. « Маркеры этой модели — левый, центр, правый легли в основу организации внутреннего пространства традиционного казахского жилища — юрты, что в значительной степени отражает традиционную картину мира, характерную для номадической цивилизации... Своеобразие номадического мировоззрения... отразилось практически во всех компонентах, образующих культуру обычаи и традиции, верования, приметы и фольклор». Например, в головном уборе — саукеле присутствует «ритм три», который является сакральным. Он выполнен из трех основных материалов - войлок, ткань (бархат, велюр), металл (серебро, золото)). Из всего набора интерьерных объектов: мебель, этнографические объекты, текстиль: портьеры, обивка мягкой мебели, подушки; дизайнерские объекты: картины, вазы, светильники, ковры, пуфики, настенные композиции, витражи, цветы в горшках и вазах, фарфоровые миниатюры, сувениры - отбираем 3 элемента, которые будут носителями этнической тематики. Лучше, если элементы будут из разных интерьерных систем. Например: текстиль, мебель, декор и соблюдаем масштабную пропорцию 3-2-1. Чего-то больше, значит остального должно быть меньше в пропорциональной соразмерности. Например: если самым большим по объему элементом, несущим национальную тематику в интерьере является объемный мягкий диван, покрытый ворсистым ковром с выразительным казахским орнаментом с большим количеством ярких подушек, то следующий элемент интерьера — это декоративная фреска со стилизованным изображением петроглифов в насыщенной терракотовой гамме, самая маленькая по объему - коллекция уникальных казахский сосудов для жидкостей из кожи — торсык.

Принцип контрастной гаммы в деталях 

Поскольку базовый интерьер решен в нейтральной или экологической монохромной гамме, то этническую тематику передает цвет деталей, который должен включать контрастную пару: зеленый-красный, голубой-серебро, желтый-бирюза, этническую цветовую триаду: белый-черный-красный. ( См. Турганбаева Ш.С.. Диссертация «Эстетико-художественные особенности цветового решения в современном искусстве Казахстана» Барнаул, 2012г.)

Именно цвет деталей будет носителем национального колорита в современном казахском интерьерном дизайне. Цветовые объемы в интерьере также подчиняются тернарному принципу и соблюдают пропорцию 3-2-1. Например: если наибольшие по цветовому объему портьеры яркого голубого цвета с золотым орнаментальным тиснением, то следующее яркое пятно должно быть меньше по размеру — ковер в диванной зоне с цветочной тематикой в желто-голубых тонах. Следующий - третий элемент — самый меньший по размеру: диванные подушки различных оттенков сине-голубых и золотисто-желтых. Принцип контрастной цветовой пары — это особый принцип художественного цветового решения в казахской орнаментальной культуре. Он делал общий вид внутреннего убранства юрты динамичным, предметы быта особо выразительными.

Примеры интерьеров в современном казахском стиле:

Интерьер № 1. 

nd01

Основой дизайна является интерьер в минималистском стиле в нейтральной гамме. Стиле образующими элементами являются:

1.1. Самый большой по размеру элемент с нац. тематикой - Арт-композиция в сквозной нише, использующая этноматериал — кошму, обрамлена портьерами в гамме глубокого зеленого тона. 

2.1. Современный светильник на стене с художественным витражом в стиле national modern сочетает в себе контрастные национальные цвета: зеленый, красный и их оттенки

3.1. Небольшие декоративные элементы - исторические предметы казахского быта: деревянные блюда — астау, фрагменты флоры и фауны степей — ветка саксаула, рог архара натуральных цветов.

Цвета стиле образующих элементов контрастные, яркие и насыщенные перекликаются между собой. Благодаря соподчиненной размерности три тематических элемента не спорят между собой, а дополняют друг друга.

Интересную ноту вносит сосуществование в одном интерьере этнографических, натуральных природных элементов и технологических предметов: стеклянное минималистское кресло, пластиковый пуфик

Интерьер № 2.

nd02

Основой дизайна является интерьер в современном классическом стиле с неожиданным лиловым цветом стен прихожей в общей нейтральной серой гамме стен гостиной. Стиле образующими элементами являются:

        1.1. Мягкая мебель: диваны и обитый тем же текстилем низкий столик интенсивного цвета молодой зелени с «цитатой» орнамента более темного зеленого оттенка.

2.1. Ковер на полу с национальным орнаментом спокойной гаммы.

3.1. Художественные декоративные элементы: витраж в стиле national modern, роспись на стене на тему петрогифов в богатой оттенками зеленого гамме

Цвета стиле образующих элементов различных насыщенных оттенков зеленого цвета. В контрастном красном цвете взяты предметы сервировки.

Современное звучание в данный интерьер вносят фотографии на стене в теплых землисто-коричневых оттенках и кресло неожиданной формы и цвета, выполненное из натурального материала — ротанга, окрашенного в малахитовый цвет.

Интерьер № 3.

nd03

Основой дизайна является интерьер в стиле лофт в нейтральной гамме. Стиле образующими элементами являются:

      1.1. Ковер на полу с элементами казахского орнамента взятыми «цитатно»

2.1. Витраж на раздвижной двери мебельной конструкции на темы казахского орнамента.

3.1. Необычные стулья из кошмы — как арт-объекты

Подушки с принтом в стиле казахского модерна.

Не смотря на общую нейтральную гамму, динамизм и выразительность данного интерьера заключен в сочетании лаконичных форм мебели, интерьерных конструкций (прямые деревянные балки потолочной конструкции, прямая минималистская лестница, лаконичное перекрытие 2-го этажа балконного типа) и оригинальной формы текстильных арт-стульев, пушистого ковра и мягких объемных подушек.

 

Интерьер № 4

nd04

Основой дизайна является интерьер спальни в скандинавском стиле в светлой гамме . Стиле образующими элементами являются:

1.1. Арт-кресло — необычного конструктивного решения: Объемная форма создана складками, заложенными из войлока цвета зрелой травы. В тон к нему подобран цвет подушек на кровати, вазы с ветвями саксаула и абажура светильника

2.1. Витражные световые панно на стене — самый яркий и эмоциональный элемент в интерьере. Тематический пейзаж «табуна на водопое» выполнен в стилизованной манере. В контрастной гамме насыщенные цвета красного и зеленого.

3.1. Прикроватный коврик выполнен в национальном стиле из натурального материала в лоскутной технике с вкраплением ярких цветов.

Цвета стиле образующих элементов одного зеленого оттенка.

Современное звучание в данный интерьер вносит современный обтекаемый дизайн кровати, конструктивно необычное кресло из этнического материала.

 

Автор: Наталья Пацегон  , дизайнер.

 

Другие статьи и материалы по теме "Интерьер в казахском стиле":
 
3. Яркая, уникальная индивидуальность...( Интерьер Сбербанка в Алматы)