Разработано Арт студии «Домовой»

Проект Арт студии «Домовой»

 


Контактный телефон модератора проекта: +7 (727) 294 33 22 www.vitragedomovoy.kz

Главная Интересное Принцип мозаики. Ассоциативная технология

Цикл 3.2.Стилеобразующие технологии при создании  интерьера в казахском стиле.

Принцип мозаики. Ассоциативная технология.

Сегодня люди все меньше интересуются вещами и все больше — идеями, а также способами обогатить и украсить свою жизнь через дизайн. В поисках новых идей дизайнеры стали смешивать элементы присущие различным классическим стилям. Смелые сочетания стилей между собой стали источником бесконечного вдохновения для дизайнеров.  Основная идея эклектики — вобрать все лучшее из разных направлений, и единственное ее правило — это отсутствие правил.
Совмещение несовместимого — это не случайный набор предметов. Это новая гармония. Принцип новой гармонии в процессе непосредственной синхронизации человека с окружением. Этот процесс глубоко индивидуален. Интерьер — представляет собой зону комфорта для конкретного человека. Там, где ему хорошо, уютно, гармонично жить.  Дизайнер создавая образный стиль интерьера подбирает предметы, ассоциативно работающие на создание данного образа. Человек, идущий следом за дизайнером, воссоздает ассоциативные связи предметов со своим эмоциональным и жизненным контекстом. Ассоциативным путем могут быть сближены  предметы и явления, с первого взгляда не имеющие между собой ничего общего. При этом сам человек выступает как необходимое связующее звено всего ассоциативного комплекса.
Ассоциация (лат. Associatio — соединение, взаимосвязь) — в психологии и философии закономерно возникающая связь между отдельными событиями, фактами, предметами или явлениями, отражёнными в сознании и закреплёнными в памяти. Ассоциация— связь, возникающая в процессе мышления, между объектами, в результате которой появление одного элемента, в определенных условиях, вызывает образ другого, связанного с ним. Ассоциация представляет собой наглядно-образное содержание ощущений и восприятий.
Например ассоциативный комплекс к слову «степь»:
asoz04
Каждое представление может по ассоциации вызвать любое из представлений, с которыми оно при своем появлении находилось в пространственной или временной смежности, а таких представлений обычно бывает множество. Каждое из могущих быть ассоциативно вызванных представлений в свою очередь является отправной точкой разбегающихся в разные стороны ассоциаций.
asoz0112
Двигаясь по образовавшейся цепочке мы строим чувственный мостик между  словами с первого взгляда, не имеющими между собой ничего общего степь-космос.
Смысловой отрезок может быть задан заранее далекими по значению словами:
Наглядный пример  демонстрирует задача: Постройте ассоциативную связь между  словами  верблюд- корабль.
Возможны различные варианты смысловой цепочки, строящейся через промежуточные образы:
1.  Верблюд- пустыня-волны на песке — море-корабль.
2. Верблюд — Египет-курорт-море-корабль
3. Верблюд — пустыня-мираж-корабль
4. Верблюд-жара-вода-река-корабль
asoz07
а также множество других ассоциативных цепочек.
Исходные пункты ассоциативной цепочки зафиксированы, но внутри лингвистического отрезка «верблюд-корабль» эмоции и мысли движутся по множеству нейронных цепочек, задаваемых памятью, эмоциональным и психофизическим состоянием человека. У каждого слова свой индивидуальный эмоциональный фон, закодированный в памяти персональным жизненным опытом человека в конкретном культурном социуме. Т.е. дизайн, построенный на ассоциативных принципах  «оживляется» каждый раз  по-новому при восприятии конкретным человеком. Даже при восприятии одним человеком дизайн, построенный на принципах ассоциаций, может менять смысловые акценты в зависимости от настроения человека, вызывая в памяти новые эмоциональные психокомплексы. Ассоциации еще называют наглядно-образным содержанием ощущений и восприятия. Обратившись к теории психологии, мы можем воспользоваться для   построения ассоциативного образа в дизайне интерьера несколькими технологиями, основанными на работе психики человека:   ( в помощь - http://sociation.org/graph/#)
1. Свободная ассоциация (паутина):
asoz01
2.   Направленная ассоциация ( цепочка) :
asoz021
3. Случайная ассоциация ( облако):
asoz03
Данные ассоциативные технологии   используют 3 разновидности логики:
1. Логический тип ассоциаций
Как правило, свободные ассоциации вызывают в нашем сознании представления по сходству или  по смежности в пространстве и во времени.  При этом смысл первого слова захватывает самые близлежащие  смысловые ассоциации, образуя «паутинку». Он строится на широко распространенных штампах-культурологических комплексах, обеспечивающих функциональное взаимопонимание в обществе. Ассоциативный ряд возникает из коллективного сознания социума. Построены на знании, со-знании (совместном знании) общества. В основном это первый ассоциативный ряд: то, что «приходит первым в голову». В каждой культуре стереотип поведения, сформированный образом жизни общества  в данном природном ландшафте в настоящий промежуток истории, формирует свои устойчивые ассоциативные комплексы, вырабатываемые данным обществом как условные рефлексы. В творчестве данный ассоциативный ряд  негативен. Художественный образ, построенный на логическом принципе характеризуется как банальный, примитивный, плоский.
2. Символический тип ассоциаций.
Символика — закрепленная в сознании интуиция, условный знак каких-либо понятий, идей, явлений. Символика широко используется в государственных символах, в полиграфической рекламе.  Например, основные психобиологические источники символики белого цвета в древней культуре — это свет, день, когда человек наиболее активен и деятелен, когда он воспринимает окружающее ясно и отчетливо. Оптически, белый - эталон чистоты, противоположность хаоса и грязи и поэтому служит образцом чистоты мыслей и поведения, имеет значение блага, жизни, здоровья. Направленная ассоциация строится на символическом типе логики, позволяя найти общее между семантически далекими или разнородными понятиями. Символу приписывают более глубокое социально-нормативное (духовное) измерение. Белый цвет платья невесты условный знак ее непорочности, здоровья, светлых надежд и радости, мира и благополучия.
3. Интуитивный тип логики.
Понятие «интуиция»  переводится как «созерцание», используется  для передачи смысла непосредственного постижения истины без логического познания, основано на воображении, «чутье», проницательности. Укоренено в подсознании общества. Использует архитипические образы. Архитипы- бессознательные ( неосознваемые, ушедшие в подсознание) психофизиологические устойчивые «сигнал-ответ» комплексы  конкретной культуры.  Случайная ассоциация имеет в основе
В основе нового композиционного принципа «сочетания не сочетаемого» в современном дизайне лежит технологии подбора, но не вещи к вещам, а связывание свободных интуитивных ассоциаций вещей. Это как в мозаике - берем первый элемент интерьера. Он нам чем-то дорог, напоминает о чем-то близком и любимом, дарит приятные эмоции, рождает позитивные образы Этот образ-элемент — контент-ключ, а также стилеобразующий элемент, называемый еще в теории композиции  доминантой. Затем начинаем подбирать к нему  ассоциативно близкие предметы, цвета, затем подбираем ассоциации к найденным предметам,  тем самым расширяя и дополняя первоначальный образ, заполняя фрагменты мозаики. В основе принципа мозаики лежит принцип направленной («цепочной») ассоциации. Не забываем, что на сегодняшний день приоритет остается за идей. А стиль создается аксессуарами.
Наметим 5-6 ассоциативных цепочек со словами: степь-космос, а затем с их  ключевыми словами:
Степь - простор - табун - небо - космос
Простор-небо-облако — река-отражение
Табун — конь- пастух  -  аул - народ
Небо-звезда-луна-ночь-космос
Данные ассоциативные цепочки — субъективны. Возможны множество других вариантов, но закономерно, что 3-4  элемента из 20  обязательно совпадут у нескольких людей. И чем ближе их культурный стереотип поведения, тем больше совпадений из ассоциативных цепочек. Это переводит субъективный образ в теле одной культуры в объективный. Поэтому образ из мозаично подобранных элементов «расшифровывается» другими людьми, хотя и неоднозначно. К достоинствам данного стилеобразования относится именно эта неоднозначность восприятия конечного дизайнерского решения. Смыслы вибрируют, множатся и ускользают от жесткой трактовки, строят новые мостики пересечения чувств и эмоций.
По концептуальному наполнению ассоциативный подход к созданию дизайна интерьера в казахском стиле органичен  базисной ментальности казахской культуры, основывающейся на мифологических образах, построенной на сакральных смыслах орнаментальных покрытий бытовых предметов и одежды.
Б. Ибраев и А Толеубаев писали об отражении древней космогонической системы в конструкции юрты казахов и об определенной последовательности в иерархии ее форм. Пространственная символика и орнаментальные мотивы служили не просто декоративным украшением, они выражали мировоззренческие представления кочевников «...только с приданием жилищу символического значения можно говорить о нем, как о специфически человеческой форме освоения пространства» . Обладая утилитарными функциями как жилище кочевников, юрта создает эстетическую среду обитания человека путем формирования художественных образов».
«Строгий набор вещей в предметно-пространственной среде, четкая встроенность каждой их функции в систему упорядочения жизни, позволяет проследить искусство вещного мира как пласт образного означивания, обрядовую традицию казахов ее значение как системообразующего условия ансамбля в переносном жилище - юрте, казахском костюме, отдельных предметах прикладного искусства (тумар, саукеле, шанырак), где поэтическое-воспроизведение мира становиться главным образно-содержательным и стилевым принципом...
Происхождение и возникновение художественных традиции казахского прикладного искусства, свидетельствуют о мифологически и исторически обусловленных способах моделирования жизненного опыта человека, служащих получению специфической познавательно-оценочной информации, ее хранению и передаче с помощью образов, которые закреплены в орнаменте. ..
Рассматривая спектр вопросов- орнаментальной традиции, нужно отметить, что орнамент - будучи способом идеофикации и упорядочения представлений о связи мира земного и мира небесного синтез основан на создании орнаментальных ритмов, как факта эмоциональной выраженности взаимоотношений человека и природы».( Жукенова Ж.Д.  "Ансамблевая и художественно-образная система в народном искусстве Казахстана".  Дисертация по искусствоведению. Москва, 2011)

Создание дизайна интерьера в казахском стиле по принципу мозаики.

Интерьер № 5
int05
as08
Дизайн помещения в казахском стиле на тему космоса. Этот ключ ко всему визуальному ряду интерьерной композиции.  Картина на стене- из натуральной шкуры с космической темой и тотемных знаков, рядом арт-композиция из кругов (материал-войлок) темно синего цвета в ином ракурсе продолжает космическо-тотемную тему. Витраж с изображением петроглифов - это отражение в сознании древних кочевников мироустройства. Тему истории продолжает этнографический нац. Сосуд -.торсык и казахский орнамент, взятый фрагментарно в виде цитаты на диванной подушке, орнамент на напольном ковре. Необычное решение журнальных столиков  в зеркальном исполнении открывает тему отражений, миражей, зыбких водных поверхностей. Зеркало столов множит отражение современной оригинального потолочного светильника по форме и месту  напоминающему шанырак,  имевшего сакральный космогонический смысл в казахской культуре. Деревянный книжный стеллаж занимает площадь почти целой стены. Конструктивно это перекликается с деревянной несущей конструкции юрты — кереге.
Интерьер № 6
int06
as010
На базе современного классического интерьера в ахроматической серой гамме создан яркий эмоциональный интерьер в казахском стиле. Национальная тематика возникает в самом ярком элементе интерьера — витраже. Витраж в современном национальном стиле на тему петроглифов решен в насыщенной контрастной гамме красных и зеленых цветов. Красный цвет придает праздничное звучание интерьеру. Красный цвет поддержан в цвете маков — флоры казахских степей в стеновых модульных картинах. Объемные кожанные диваны имеют насыщенный терракотовый цвет. Их мягкие объемные формы комфортны для долгой неспешной беседы. В бешеном ритме современной жизни мы особенно ценим те редкие минуты, которые можем провести в покое и комфорте. Национальная тематика продолжена в материале и форме традиционного элемента юрты — шамадане из кошмы. Новые технологии изготовления войлока придали усовершенствованную форму традиционному нац. Элементу убранства юрты. Утонченные линии стилизованной скульптуры верблюда перекликаются с линиями на витраже и концентрическими космогоническими линиями окружностей на войлочном коврике в центре комнаты.

По сравнению с интерьерами №1-4 дизайнерское решение, построенное на ассоциативных образах по принципу мозаики, более художественно выразительно, богато аксессуарами и деталями, глубже семантически, предоставляет интересные трактовки. Приоритет сегодня не за вещами, а за идеями. Получать новые впечатления — это очень востребовано и модно. Формирование посланий, соответствующих основным характеристикам национального менталитета, является условием эффективной коммуникации. Использование архетипов и символов национальной культуры  позволяет включать подсознательное восприятие в область межличностного общения с целью передачи богатства эмоций и оттенков смысла художественных образов в дизайнерском решении.

Автор: Наталья Пацегон, дизайнер.

Другие статьи и материалы по теме "Интерьер в казахском стиле":
3. Яркая, уникальная индивидуальность...(Интерьер Сбербанка в Алматы)